пятница, 27 марта 2015 г.

Первый заместитель руководителя украинского Национального банка Писарук: мы не ведем переговоры по понятиям

Падение банков, который начался в прошлом году, стала самой значительной в истории банковской системы независимой Украины. Первый заместитель главы НБУ Александр Писарук рассказал в интервью УНИАН о причинах.




Национальный банк продолжает очищения банковской системы Украины / фото УНИАН


Очищение украинской банковской системы продолжается. Как на последние пятницу, 20 марта Национальный банк объявил еще два финансовых учреждения неплатежеспособным. Первая была Астра Банка, принадлежащие Николаю лагуну. Решение было и неудивительно, после аналогичных результатов для трех других банков двумя неделями раньше. Еще один банк назвал Киевскую Русь, маленький, был также остановлен. До недавнего времени она выполняла платежи от вкладов на имя нескольких неплатежеспособных банков, а также обслуживание бюджетных операций для выплаты пособий по безработице. В общем, масштаб падения банки, учитывая 33 финансовых учреждения, имеющие разорились в 2014 году и еще 13 в этом году, было самым значительным в истории банковской системы независимой Украины. Некоторые из крупнейших банков также падали в мясорубки – VAB-банк, Банк “Надра” (опять же, после своей реанимации в 2009 году) и системной “Дельта Банк”.


Фонда гарантирования вкладов физических лиц, который выполняет почетную миссию вывода банков с рынка, не смог обеспечить массовое очищение финансовые учреждения, используя свои собственные ресурсы, тем самым получая в 2014 году $20 млрд кредитов от НБУ и правительства, и еще $10 млрд в 2015. Между тем, вместе с внешними факторами и военных операций на востоке страны, массовое падение банков Украины продолжает разжигать негативные настроения инвесторов. Во время речи в парламенте, главы НБУ Валерия Гонтарева сообщила, что отток депозитов составил $126 млрд в прошлом году и увеличился на $18 млрд. в январе-феврале этого года. Логично, что в связи с последними событиями инвесторы просто не знают, что банку можно доверять, чтобы защитить свои сбережения.


Первый заместитель главы Национального банка Украины Александр Писарук, который курирует банковский надзор деятельность, в интервью УНИАН рассказал о причинах падения банков, и предсказал, когда очищение банковской системы будет завершена, когда рассказывал о дальнейших действиях, планируемых НБУ.




Первый заместитель главы НБУ Писарук: мы не ведем переговоры по понятиям / УНИАН


На какой стадии находится процесс очищения банковской системы? Вкладчики теперь могут перестать бояться того, что еще один банк будет закрыт завтра?


На сегодняшний день мы сделали большую часть работы. Все зависит не только от действий Национального банка в качестве регулятора, но и на политические события, события в восточной части страны. Учитывая относительную стабильность, как мы видим его сейчас, мы близки к завершению процесса. Если вы посмотрите на список банков, которые в прошлом году ушли с рынка, вы увидите, что банки с большинством проблем уже в гарантийный Фонд. Это наверняка не все. Этот очистительный процесс будет продолжаться еще два или три месяца.


Картинка с первой и второй группой банков, станет ясно к лету. В будущем, больше банкротств небольших банков возможны, но это не повлияет на систему, при всем уважении к ним. В развитых странах банковские сбои происходят регулярно. Это естественный процесс. То есть крупные банки – первый-второй группы, которые имеют реальный системного влияния. Мы сотрем проблемы в этих группах, то все остальное будет проще. Тогда там будет работа по возвращению вкладчиков к банковской системе.


Как можно возвращать депозиты банки?


Во-первых, [общественного] доверие к банкам должен быть восстановлен, что позволило вкладчикам воспользоваться своими деньгами. Ограничения по депозитам, введенные в качестве необходимой меры, не способствуют доверию. Ограничения должны быть сняты, и это будет сделано, но сначала надо было очистить банковскую систему немного “зомби-банки”, что не могу поддержать их ликвидность. Вкладчикам не стоит беспокоиться – мы очистит банковскую систему, а остальные банки будут гораздо здоровее. После этого, мы будем разрабатывать план по отмене ограничений – мы рассматриваем это сейчас. Два или три месяца, и мы начнем делать это, и это будет основной элемент возвращения доверия.


Что насчет оттока депозитов?


В последние годы динамика практически не изменилась. Есть ощущение, что денежных потоков от берега, как вода. В связи с последними ограничениями прослеживается – люди берут столько денег, сколько они могут. Небольшие ежемесячные изменения зависят от того, что происходит на востоке страны, но в среднем тенденция все та же. Это возвращает нас снова к идее, что вкладчики нервничают – как банки падают, но деньги не могут быть вывезены из-за ограничений.


Эти проблемы мы решаем. [Проблема] падает банков – с очищения, которое скоро будет завершено. Ограничения будут отменены. Первая реакция на снятие ограничений будет “наконец” – люди начнут брать их деньги. Но тогда, когда нет свободных сейфовых ячеек и когда становится очевидным, что хранить деньги дома не безопасно и не выгодно, и в то же время, банки перестали рушится – люди будут отдавать свои деньги в надежных банках. Я думаю, что отток депозитов прекратится к середине этого года.


Какие банки вкладчикам выбрать, судя по их недавним настроение?


В плане ликвидности, мы можем четко увидеть связку: ликвидность сосредоточена в крупных государственных и иностранных банков. Иностранные банки составляют наиболее стабильные, дисциплинированные и контролируемой части системы. Украинские банки в целом болеют чаще, чем другие. Наши задачи в процессе чистки системы включают понимание, какие из них [украинских банков] нормальные. Мы заставляем их выполнять капитализации; создания ликвидности через управление их себе на баланс. Те, кто соответствуют, то поддержки с рефинансированием кредитов.


На каком этапе дополнительной капитализации банков, согласно результатам стресс-тестирования?


В соглашении с МВФ [Международный валютный фонд], срок для реализации планов капитализации является 30 июня. Все банки подтвердили и частично выполнил запланированные мероприятия. Нет никаких сомнений в том, что они сделают все вовремя. Процесс на своем пути, в том числе и регистрация юридических процедур. Поэтому, я абсолютно уверен в том, что банки из первой-второй группы, которые включены в план дополнительной капитализации, будет совершать его даже на время.


А насчет категорическое заявление одного иностранного банка, что не намерены пополнять свой капитал?


Мы должны понимать, что иностранные банки привыкли к верховенству закона, транспарентности и предсказуемости. Некоторые хотели бы уехать но не могут. Берегу которой вы говорите объективно нуждается в дополнительной капитализации, согласно итогам стресс-тест. Это оказывает давление на группу – там не так много капитала в западные банки сейчас. Европейский Центральный банк провел собственное стресс-тестов. Украинский филиал, из-за низкого рейтинга, высокие риски и низкое качество портфеля, оказывает давление на ставки. Тем не менее, родительский банк обязан поддерживать свою дочернюю структуру в Украине. Никто не просит его, чтобы расти в этом бизнесе, но она должна быть сохранена. Этот банк будет капитализирован. Чем хорош иностранных банков заключается в том, что они заботятся о своей репутации.


Будет очищение банковской системы делают ее привлекательной для иностранных инвесторов?


Очищение системы недостаточно. Регуляторная среда должна быть улучшена – обеспечение защиты прав кредиторов; внешней среды – снижение политических рисков; судебная система – обеспечение предсказуемости судебных решений; судебный пристав судопроизводства – обеспечение возможности сбора отложений, снижения коррупции в судебной власти и службой судебных приставов. Предсказуемое законодательство и правоприменение результата необходимы. Без этого ничего не произойдет. Кроме того, у нас есть война. Никто не будет спешить инвестировать в страны с продолжающейся войны. Когда ситуация deescalates, мы будем работать над улучшением регуляторной среды, законодательство и, самое главное, борьбы с коррупцией, все наладится. Но это может занять несколько лет.


Что такое Национальный банк делает для защиты прав кредиторов? Эта тема горячо обсуждается именно иностранные банки…


Мы подготовили пакет законопроектов, и рассчитывать на поддержку Верховной Рады. Без прохождения этих законопроектов нет никакого способа сделать банковский бизнес более надежным. Конечно, эти законы еще предстоит претворить в жизнь, а это уже в компетенции судов и службы судебных приставов. После очищения, защиты прав кредиторов является очень важным для стабильности банковской системы в будущем. И прохождение этих законопроектов в парламенте будет тем оселком, на Украине реформ.


Существует ли конфликт интересов с депутатами?


Конечно есть. Это было очевидно, когда закон Об усилении ответственности собственников и менеджеров банка прошли через парламент с большим трудом. Комплекс мер был установлен, чтобы предотвратить банки от разграбления перед отправкой под управлением гарантийного Фонда. Персональная ответственность руководства и собственников банков за неэффективного управления активами, “крах” кредиты и депозиты, дробление вкладов, подтасовки в отчетах. Там должна быть ответственность за подобные действия, и мы сделали все, чтобы разработать более тяжелую административную и уголовную ответственность в этот законопроект.


Теперь надо применить этот закон на практике, чтобы увидеть, как правоохранительные органы и суды будут работать с материалом, отправляемый в гарантийный Фонд. Вы можете задать фонда – сколько материалов было передано в суды и каков был результат? Кто-нибудь был наказан даже в Украине? Можно сказать, никто. У нас не было [необходимо] закон, но сейчас мы делаем. Но пока некоторые показательные примеры занять место наказания для банкиров и собственников банков, совершивших преступления недопустимо, никакой надзор не решит эту проблему. Это суть закона – делаешь что-то незаконное, должно быть пугающим, потому что она предусматривает ответственность.


Ты знаешь кого наказывать? Как идет работа по раскрытию реальных владельцев банков?


Мы активно работаем, чтобы сделать структуру собственности максимально прозрачным. Это является ключевым моментом стабильности банковской системы. Когда вы не знаете, кто стоит за банком, невозможно работать на сайте банка в дополнительной капитализации, поддержание финансовой стабильности. Наша задача-выяснить реальных владельцев, истоки свои средства, смогут ли они поддерживать свои банки; распутывать клубки в структурах собственности, которые спрятаны в слоях оффшорных компаний в различных юрисдикциях.


Юридически это не прописано, но мы будет убедиться, что у нас достаточно рычагов и инструментов для раскрытия структуры собственности. Уже есть десятки людей, которые пришли к нам, признав, что они были реальными владельцами банков, достаточно много, на самом деле. Мы работаем со всеми. Я уверен, что в этом году мы сможем сделать прозрачной структуру собственности украинских банков в значительной степени, если не целиком.


В дополнение к повышению ответственности собственников банков, что еще должно быть сделано для предотвращения кризиса от повторения?


Во-первых, это банковский надзор: система раннего предупреждения. Мы всегда опаздывают, и есть две причины для этого. Методология причинам – совокупность показателей для анализа, чтобы определить, существуют ли проблемы в банке. Мы на финишной линии их совершенствования, обсуждать их с МВФ. И уверяю вас, это будет хорошая система. Теперь он [анализ] основывается на докладах, которые ранее содержали и до сих пор содержат искаженные данные. Но опять же, закон был принят, чтобы усилить ответственность владельцев и руководства банков, в том числе представление недостоверной информации. Мы предупредили всех банкиров не обижаются после принятия закона. Там будет какой-то переходный период как шанс получить ясное [беды]. Но тогда – мы найдем их, наказать их, положить их в черные списки, и они никогда не смогут работать в банковской системе. Так и должно быть, потому что иначе у нас всегда будет слишком поздно, чтобы реагировать на проблемы банков.


Второй-функции и качество надзора. Мы будем продолжать работать над этим, предотвращению разорения банков их собственников и менеджмента. Каждый думает, что контролеры все-влиятельные люди, но они таковыми не являются. Они не ликвидаторы гарантийного фонда, который реально все контролировать. Они могут сказать “нет”, но они также могут быть проигнорированы. Усиление функций руководителей невозможно без правовой и профессиональной среды, которая существует во всем мире. Если руководители действуют добросовестно и в них полномочия, они должны быть защищены.


В конце прошлого года вы говорили, что НБУ контролеры работали в 40 банков. Сколько их там сейчас, как сейчас?


Пятьдесят один.


Каковы супервайзеров действия, если они видят, что некоторые компрометирующей выполняются транзакции? Есть примеры введения временной администрации по его сигналу: Имэксбанк, Дельта, Надра?


Главное для руководителей-это передать информацию на своих начальников, которые, в свою очередь, информировать правление НБУ. Тогда жесткий разговор с руководством банка начинается. Мы не имели случаев, когда временная администрация была введена в научный руководитель сигнала. Имексбанк-это только один пример, когда руководитель сигнал пришел позже, чем она должна иметь. Были и другие примеры, когда руководители сигнализировал своевременно.


Дельта Банк-это другое дело. Это системный банк, для которого необходимо было принять решение о полной или частичной национализации после его чистки или о ее ликвидации. Это было трудное решение. Контролеры работали там тоже, но банк потерял ликвидность еще задолго до этого. Как и Банк “Надра”.


Еще слишком рано анализировать – гарантийный Фонд рассматривает последние дни и месяцы жизни банка, и затем делится информацией с нами. Мы обязаны проводить такой анализ согласно меморандуму, подписанному с МВФ.


Фонд уже занимается пятидесяти банков, включая крупные игроки. Это достаточно ресурсов?


Фонд всегда будут обеспечены финансовыми ресурсами. Дело в том, что одна из задач фонда-не только выплачивать наличные деньги вкладчику. Есть важные макро-задачу стабилизации депозитов в банковской системе. Здесь выбор банков-агентов для выплат, которые будут работать с вкладчиками и убедить их не покидать играет особую роль. Статистика говорит, что около 40% вкладчиков в среднем наклеить на банки, которые проводят выплаты. В некоторых случаях это даже 50% или больше. Задача Национального банка и Фонда-увеличить этот процент, увеличить доверие к банковской системе, предотвратить деньги от вытекающего на “черном рынке” или под матрасом.


Чтобы сделать это, некоторые вопросы должны быть решены; банк критерии отбора должны быть изменены. Мы у них, но мы постараемся улучшить их. И сами банки должны сделать больше. Они работают в этом направлении, и Фонд анализируя статистические результаты. Только финансово устойчивые банки, которые в дальнейшем не вызовет проблем, останется в списке агентов, чтобы не умножать эффект недоверия. К сожалению, такие примеры были в прошлом, и задача фонда и Национального банка, чтобы этого не произошло в будущем.


Когда будет новый ускоренную процедуру закрытия банков для отмывания денег, который вступил в силу в начале февраля, будет испытана? Фискальная служба названы конкретные “прачечная банки”…


Мы анализируем отмыванием денег через операции с наличными и четко видим, что объем таких сделок для банков третьей и четвертой группы резко снизилась. Там произошло то, что мы предупреждали о обратно в осень: Национальный банк показал активную борьбу с “прачечных”, и эта деятельность переместилась в более крупные банки, где трудно определить. В настоящее время мы работаем с крупными банками, содействие укреплению финансового мониторинга сервиса для отслеживания таких случаев. Мы отслеживаем миграцию конвертационных центров между банками, иногда фискальное ведомство обнаруживает его. Мы все работаем на него, пытаясь определить, [существующие] конвертационных центров и предотвращения открытия новых. Это не простой процесс.


Небольшие банки, которые специализируются в этой почти прошли. 6 февраля новый закон вступил в силу, что позволяет для их ликвидации по ускоренной процедуре. Но вывести банк с рынка по новым правилам, то есть ликвидировать их сразу, а не через гарантийный Фонд, новый фактический материал необходим. Национальный банк решимость бороться с “прачечная банки” имеет не утихла. Возможно, видимый эффект этой борьбы снизился в связи с тем, что мы сняли основные платформы. Никто из профессиональных “прачечная банков”, который мы вывели с рынка, вернулся из гарантийного Фонда. Хотя в этой группе было много покупателей. В том числе бывших акционеров, через своих кандидатов. Но как видите, никто не купил ничего.


Что случится с российскими банками, осуществляющими деятельность на украинском рынке?


Я бы не стал политизировать этот вопрос. На самом деле, это украинские банки с российским капиталом. Они являются частью банковской системы, независимо от политических событий, и они являются достаточно дисциплинированными. Они дают кредиты украинским компаниям, служить в украинских вкладчиков. Они занимаются социально важной работой. Наша задача, однако она может быть воспринята, является поддержание стабильности и эффективности банковской системы.


Какова Общая цена чистки банковской системы и сколько денег можно вернуть за счет акционеров ликвидируемых банков?


Я бы не стал прогнозировать, сколько денег можно было бы вернуть, пока мы опробовать на практике новый закон об ответственности акционеров. Что касается цен очищения, это доверие вкладчиков, которые по крайней мере временно подорвали сегодня. Кроме того, отток вкладов, затраты на бюджетное финансирование гарантийного Фонда. Очищение-это неизбежный процесс. Это должно было быть сделано раньше, в относительно мирное время. Весь мир делал это в 2008 году, после кризиса – в 2009-2010 годах.


Мы не сделали ничего, но ждать самый трудный год, когда война началась. Но у нас нет альтернативы очищение банковской системы. Вы не можете держать “зомби-банки” в системе и продолжения накачки их деньгами. Вы не можете позволить проблему выскользнуть из-под контроля. Есть цена вопроса, но положительный момент заключается в том, что доверие вкладчиков будут восстановлены, и система станет здоровее, выполняя свою функцию финансового посредника, экономики кредитору, и сберегательные учреждения. Так и будет, я уверен.


Каков оптимальный объем системы для нашей страны? Сколько банков останется после чистки?


Мы не имеем и не можем иметь каких-либо конкретных цифр. Я однажды сказал, что более ста банков не обязательно в Украине, но это субъективная оценка. Есть ли 100 или 120 банков – это не важно. Система будет сама поселилась, и мы придем к какому-то оптимальное количество. Главное для них всех, чтобы быть стабильной. У нас нет предпочтений насчет размеров банка. Несмотря на то, что крупные банки имеют больший системный эффект, как и в любой другой стране, у нас есть место для небольших банков, которые работают должным образом и действовать в правовом поле.


Резюмирую вопрос, каковы основные причины массового банкротства банков, которые имели место?


Все началось с революции достоинства. При всех положительных аспектах, при всем уважении, самая высокая динамика оттока депозитов произошло в феврале и марте прошлого года. Революции такого масштаба влияют на стабильность банковской системы. Так же последующей аннексии Крыма и военных операций в Донбассе.


Вторая вещь заключается в том, что банковская система не была очищена вовремя. И он бы все равно ударили по нам, но не так быстро и в меньшем масштабе. Революция послужила мощным катализатором что-то, что произошло бы в любом случае. Было много неплатежеспособных банков в банковской системе, “зомби-банки”, “банки прачечная”, со слабой капитализацией институтов. Мы работаем над этим вопросом.


В чем Ключевая разница между текущим банковского надзора Национального банка и одним своим бывшим администрации?


Что отличает надзор сейчас, является ее целостность. Мы, вместе с НБУ начальники не идут на переговоры по правилам преступного мира, как это было раньше. Мы руководствуемся исключительно профессиональными принципами. Все акционеры и менеджеры банков, с которыми мы работаем уже в этом убедилась.


Ольга Гордиенко (УНИАН)


Комментариев нет:

Отправить комментарий